+7 495 741 21 02
+7 499 506 71 57
ГЛАВНАЯ СТАТЬИ ПОГОДА КАРТА САЙТА  
Аренда яхт
Описание яхт
Индийский океан:
Индийский/Тихий океан
Атлантический океан
Реки и каналы
Разное

Путеводитель "Речные круизы"

Петрова И.Ф., Коронкевич, Н.И., Буланов С.А., и др.,
Москва, Издательский Дом "Симон-Пресс", 2002 г.

Ярославль

 "Ярославль-городок, Москвы уголок" занимает особое место в драгоценном ожерелье древнерусских городов, окружающих столицу России. Он сохранил свой неповторимый облик и стиль, благодаря дошедшим до наших дней памятникам прошлого. Улицы, площади, набережные Ярославля, как "экспонаты" музея, рассказывают о его истории. 

Летописи не сохранили точной даты возникновения города. Известно, что он был основан Ярославом Мудрым не позднее 1010 года у высокого обрывистого мыса на правом берегу Волги в месте ее слияния с Которослью. Издавна оно именуется Стрелкой. Издавна здесь располагалось поселение потомков угро-финских племен, смешанных с пришлым славянским населением. Местные жители занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой, торговали со Скандинавией, Волжской Булгарией, странами Ближнего и Среднего Востока. Местоположение селища (легенды называют его "Медвежий угол") было выигрышным в военно-стратегическом отношении, и в начале XI века воины ростовского князя Ярослава Мудрого, ставшего позднее великим князем киевским, взяли его штурмом и сожгли языческое святилище. По преданию, князь зарубил топором священного медведя и повелел срубить на неприступном мысе крепость, названную в его честь Ярославлем. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города, изображающий медведя с секирой. 

Деревянная рубленая крепость в XI-XII веках служила волжским форпостом своего "старшего брата" - Ростова Великого. Отсюда просматривалась местность на многие километры: были видны караваны торговых судов и приближающиеся варяги. Со времен Ивана Калиты ярославские князья стали союзниками Москвы и поддержали объединение вокруг нее русских земель. На рубеже XII-XIII веков, благодаря выгодному географическому положению, город превратился в крупный торговый центр. 

Временем его наивысшего расцвета в домонгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207-1218) и его сына Всеволода (1218- 1238). Ярославль при Всеволоде стал столицей княжества. Возвышение города определило начало больших строительных работ. На Стрелке была возведена княжеская резиденция, первая в Ярославле каменная церковь Богородицы Успения. Каменное строительство развернулось и в Спасском монастыре, основанном в XII веке. Спасо-Преображенский собор и другие ярославские храмы создавались выдающимися ростовскими умельцами. Нарядные красно-белые постройки придавали городу праздничный, торжественный вид, но до нашего времени не сохранились. 

Во время татаро-монгольского нашествия Ярославль отчаянно сопротивлялся захватчикам, был разорен и сожжен (1238). Позднее местные жители продолжали выступать против ига Золотой Орды. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел 3 июля 1357 года. Ярославцы понесли огромные потери. С тех пор небольшая возвышенность за Которослью - ее хорошо видно со Стрелки - стала называться Тутовой горой (горой печали). 

Теперь на стрелке разбит парк: весной он благоухает яблоневым цветом, летом - сиренью и жасмином, зимой радует глаз сочной окраской зеленых и голубых елей. Вдоль аллей высажены пионы и медуница. В сквере в честь тысячелетия распространения христианства на Руси был установлен памятник "Троица" работы известного скульптора Н. Мухина, в настоящее время занятого внутренней отделкой храма Христа Спасителя в Москве. 

В 1463 году Ярославль вошел в состав единого русского государства, и тот факт, что он добровольно признал власть московских князей, сыграло весьма благоприятную роль в его судьбе. В XVI веке начался период возрождения города, и, когда русло Волги полностью оказалось в границах Российского государства, значение Ярославля в развитии внутренней и внешней торговли возросло. По волжскому пути велась торговля со странами Ближнего и Среднего Востока, через Архангельск - со странами Западной Европы, в особенности с Англией и Голландией. Иностранные купцы имели в городе свои подворья. Оттуда товары расходились по России и отправлялись в Персию и Индию. В Ярославле торговали хлебом, рыбой, изделиями из кожи. На всю Россию славились ярославские мастера - каменщики, плотники, художники, иконописцы; товары ярославских ремесленников: серебряная и медная посуда, зеркала, изделия из кожи, набивные ткани, замки. 

В середине XVII века по численности населения Ярославль занимал второе место после Москвы. Неудивительно, что в период борьбы против польской интервенции (1612), когда она была оккупирована польско-шляхетскими завоевателями, Ярославль почти на полгода стал столицей Русского государства. В городе было создано временное правительство - "Совет всея земли", выпускавшее монеты с символикой Ярославля, формировалось народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского - его численность достигала 25 тысяч человек. За заслуги период Смутного времени Ярославль получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса, что предопределило расцвет строительства в XVII веке. 

Рубленый (деревянный) город занимал небольшую площадь между крутыми берегами Волги и Которосли и глубоким Медвежьим (Медведицким) оврагом. В первой половине XVI века он был укреплен искусственным земляным валом с тремя каменными башнями. Вокруг земляного города располагались слободы и посады. В Коровниках разводили на продажу скот, занимались гончарным промыслом, производили кирпичи и изразцы, которые использовались при строительстве церквей и жилых домов. Жители наиболее крупной Толчковской слободы занимались выделкой кож, для чего толкли древесную кору. В стрелецкой слободе проживали стрельцы, они сочетали военную службу с занятием ремеслом и мелкой торговлей, в Ямской - те, кто занимался извозом и содержал постоялые дворы. 

Однако как бы ни развивался процесс градостроительства, главным культурным и духовным центром Ярославля долгое время оставался богатый Спасский монастырь, которому покровительствовали князья московские. В его пределах сохранились редчайшие монументальные памятники XVI - XVII веков, которым нет равным в других городах России. Каменные стены и башни монастыря были возведены в XVI веке, Угличская проездная в 1635, а Богородицкая в 1623. 

В ансамбле Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание Ярославля, сохранившееся до наших дней, - Спасо-Преображенский собор, "биография" которого укладывается едва ли не в восемь веков. Он был сооружен в 1503-1516 годах на фундаментах постройки 1216-1224 годов столичными мастерами великого князя Василия III. Монументальное здание четырехстопного трехглавого храма было поставлено на высокий подклет с окружавшими его открытыми галереями. В подклете была усыпальница князей, впоследствии там хоронили богатых горожан. Северная паперть, заменившая в XVII веке открытое гульбище, служила "книгохранильцей". Именно здесь была найдена рукопись "Слова о полку Игореве". 

Разработка художественного образа, декоративное оформление, безусловно, были навеяны современными ему сооружениями Москвы, в основном новаторскими формами Архангельского собора Москвоского кремля, созданного итальянцем Алевизом Новым. Совершенство кирпичной кладки свидетельствует о высоком техническом мастерстве строителей, а детали его внешнего и внутреннего убранства: круглые окна в закомарах, открытая галерея-лоджия, фрески - о влиянии московской школы. 

Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в клейме на северо-западном столпе: в их числе москвичи Ларион Леонтьев. Третьяк и Федор Никитины и ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы. Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной монастырской площади, в настоящее время закрыт огромной неуклюжей церковью Ярославских чудотворцев (1827- 1831), построенной по проекту П.Я. Панькова. 

Трапезная, звонница Спасского монастыря и Святые ворота, первая мощная крепостная каменная башня Спасского монастыря были построены в XVI веке. Настоятельские покои и корпус келий, два уникальных памятника жилой архитектуры на территории монастыря, возводились уже в XVII веке, когда в городе бурно развивалось каменное строительство. 

В Спасском монастыре в настоящее время расположен историко-архитектурный музей-заповедник, созданный в результате слияния естественно-исторического (1864) и исторического (1895) музеев. Музей, в фондах которого хранится около 250 тысяч экспонатов, имеет несколько отделов: естественно-исторический, древнерусского и декоративно-прикладного искусства, архитектурный, тканей, предметов церковного обихода из драгоценных металлов (работы русских ювелиров XIV-XX вв.), древнерусской литературы. В его научной библиотеке представлено около 25 тысяч книг, в том числе редких (XIV-XIX вв.), и собрание рукописей. 

Открытая к 975-летию со дня рождения города экспозиция, посвященная "Слову о полку Игореве", пользуется неизменным интересом у туристов. "Слово" было написано в конце XII века. Его неизвестный автор не просто описал военные события, а создал удивительное по своему жанру и композиции художественное произведение - размышление о судьбе Русской земли. Рукопись была обнаружена историком, членом Российской Академии графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744-1817) в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря и выкуплена у архимандрита Иоиля Быковского. Она была переведена, снабжена подробными комментариями и в конце 1800 года опубликована под названием "Ироническая песнь о походе на половцов удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". В 1812 году, когда наполеоновские войска вошли в Москву, библиотека графа погибла, исчез и единственный древний список "Слова о полку Игореве". Сохранились только его первое издание и рукописная копия, снятая для императрицы Екатерины II. В экспозиции, посвященной "Слову о полку Игореве", представлены первое издание книги, редкие рукописные и старопечатные фолианты, кольчуги, шлемы, щиты, вооружение воинов. 

На территории музея проводятся международный фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение", праздники Рождества Христова и Нового года. Масленицы и Пасхи, концерты духовной музыки. В 1998 году здесь был открыт единственный в России Центр духовной культуры "Классика". Посетители музея могут увидеть живой символ Ярославля - медведицу Машу. Филиалами музея-заповедника являются и наиболее ценные в архитектурном и художественном отношении церкви XVI-XVII веков. 

Церковь Ильи Пророка (1647-1650) в центре Ильинской площади - главная достопримечательность среди ярославских храмов XVII века. Она была построена на месте старой деревянной церкви по заказу знаменитых в то время скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных - обладателей несметных богатств, которые заставляли считаться с ними царя и патриарха. Будучи первоначально посадской, церковь со временем стала сердцем города, его главным зрительным центром. К ней со всех концов ведут прямые широкие улицы - она видна издалека в любое время суток. 

Аникей Скрипин в 40-х годах XVII века был земским старостой и возглавил борьбу посада против власти Спасского монастыря. В одной из челобитных он напоминал царю, что только с его сибирских промыслов в казну идет пошлина в год на тысячу рублей больше, и добился своего. В 1648 году монастырь был лишен привилегий на посаде, а Скрипиных царь Алексей Михайлович одарил редкой религиозной реликвией - частью так называемой ризы господней, что в глазах общественного мнения было высшей формой царского благоволения. 

Церковь представляет собой традиционный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный со всех сторон высокими закрытыми галереями. Вместе с резным крыльцом и колокольней она образует сложную, асимметричную, но исключительную благородную и гармоничную композицию. Ограда церкви выстроена в 1896 году по рисунку А.М. Павлинова и украшена изразцами с двуглавыми орлами. 

Церковь представляет собой сокровищницу русского искусства. Ее необычайно нарядное внутреннее убранство определило развитие декоративного начала в оформлении ярославских храмов. 

Главным богатством церкви являются ее фрески, созданные в 1680 году артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных костромичей - изографов Гурия Никитина и Силы Савина. В работе принимали участие ярославские художники, в их числе Дмитрий Семенов. Заказчицей росписи была Улита Макарова, вдова Нифантея Скрипина. Роспись храма сохранилась в первоначальном варианте. Она никогда не записывалась, а только промывалась в 1902 и 1955 годах. С наибольшей силой талант и фантазия художников проявились в сюжетах, посвященных житию пророка Ильи и его ученика, пророка Елисея. 

Один из знаменитых фрагментов росписи - "Жатва": золотистая рожь, мерные взмахи серпов, разноцветные одежды жнецов придают особую поэтичность и одухотворенность картине, изображающей редкий в искусстве XVII века сюжет - крестьян в процессе труда. 

Многие иконы XVII века также сохранились до наших дней, как и резные двери, изразцовые пояса, царское и патриаршее "моленные места" - своеобразные троны - в тонкое кружево их резьбы искусно вплетены двуглавые орлы, шестикрылые серафимы, птицы Сирины, вазы с цветами. 

Церковь Николы Надеина (1621-1622) была сооружена на средства богатейшего ярославского купца, "государевой сотни гостя" Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надей (отсюда и название храма). Он торговал пушниной, имел солеварни, медные рудники, поставлял продукцию для царского двора, давал царю кредиты, бывал в Москве, присутствовал на посольских приемах, обедал у патриарха и скорее всего именно из Москвы пригласил мастеров для сооружения церкви - первого посадского каменного храма, с высоким крыльцом и колокольней - типичного для ярославской школы храмового зодчества. 

Внутренняя отделка церкви велась в 1640-1641 годах артелью из двадцати костромских, московских, нижегородских и ярославских мастеров. Возглавлял ее костромич Иоаким Агеев Елепенков, нижегородец Иван Лазарев Муравей и ярославец Степан Ефимеев Дьяконов. В круглом клейме на одном из столпов храма можно прочитать имена начинающих, молодых художников - костромича Василия Ильина и ярославца Севастьяна Дмитриева. 

Особой достопримечательностью церкви является резной иконостас, выполненный в стиле барокко в 1751 году по рисунку, принадлежащему основателю первого русского театра Федору Волкову - прихожанину церкви. Горельеф по мотивам "Тайной вечери" на створках царских врат исключительно театрален: выразительны в нем фигуры ангелов, расположенные по краям. В числе икон наиболее примечательны "Богоматерь Тихвинская", "Троица", "Благовещение", "Никола в житии". 

Церковь Рождества Христова (1644) была сооружена по заказу посадских людей Акиндина и Гурия Назарьевых. Она неоднократно перестраивалась и в итоге из пятиглавой превратилась в одноглавую. Церковь всегда поражала богатством и роскошью. Она представляет собой сложную конструкцию с высоким крыльцом; внешними галереями и надвратной шатровой колокольней с выразительными въездными воротами. В интерьере главного храма особо ценными являются фрески 1683 года. Украшением церкви служит крупный ажурный крест над приделом Казанской Богоматери, уникальный образец филигранного мастерства ярославских кузнецов XVIII века, и пятиярусный иконостас. Фасады церкви украшены поливными изразцами. 

В XVII веке сложилась особая школа ярославского зодчества. Церкви имели причудливую композицию, богатый декор. Они были одновременно торжественны, праздничны и нарядны. Каждая улица города начиналась и завершалась церковью. Улицы веером расходились от площадей, а храмы возвышались над ними, образуя кварталы. Они выстроились вдоль высоких берегов Волги и Которосли и в окружении колоколен и часовен создают неповторимую панораму. 

Наиболее характерным для ярославской школы зодчества является соборный тип храма с четырьмя внутренними столпами, с пятью главами, с прорезанными узкими оконцами, с широкими галереями, высоким крыльцом, с колокольней или с трапезной, которая использовалась для ожидания церковных служб, для обсуждения общественных дел, в зимнее время отапливалась, так как в ней нередко проводились службы. Внутренние стены церквей расписывались фресками. Мастера работали в храмах только в теплое летнее время, и монументальные композиции создавались, как правило, в течение одного сезона. 

Ярославские живописцы славились далеко за пределами России. Не менее знамениты были и ярославские колокола, весом 400-700 пудов. Они издавали звуки различной тональности, отличались прочностью и голосистостью. Первый завод по производству колоколов был создан Дмитрием Затрапезновым в XVII веке, но настоящей "колокольной" славой город обязан купцу Оловянишникову - его завод был сооружен в XVIII веке. В 1762 году в городе было 46 церквей, в 1802 году - 62, а к началу XX века - 140. В погожие дни колокольные звоны были слышны на десятки километров в его окрестностях. 

В Ярославле существовала и самостоятельная школа иконописи. Она отличалась сюжетностью и выразительностью. Наряду с принципом зеркальности композиционного построения ярославскими мастерами применялся прием ритмического чередования и повторов характерных групп, поз, силуэтов. Пейзаж рассматривался не как фон, а как самостоятельный элемент, как составляющая сюжета. 

Волжская набережная с замысловатыми чугунными узорчатыми решетками была построена в 1823-1835 годах. С бульварами, парками, вековыми липами и старинными особняками она являет собой уникальный памятник культуры. После реконструкций в 1944 и 1960 годах ее длина достигла трех километров. 

Вдоль набережной сохранилось много дворянских городских усадеб XVIII-XIX веков с чугунными балконными решетками и лепными украшениями на фасадах. Она вместила десятки церковных построек. Большинство музеев находится либо на набережной, либо в непосредственной близости от нее. Вблизи автомобильного и железнодорожного мостов через Волгу в старинном здании, где ранее размещалось женское духовное училище, в начале века останавливался известный русский композитор, дирижер и пианист Сергей Михайлович Ляпунов (1859-1924) - теперь здесь находится Управление Северной железной дороги. 

Недалеко расположилась церковь Благовещения (XVII-XVIII вв.) с колокольней, построенная на средства жителей Рыбацкой слободки, чуть ниже - памятник великому русскому поэту Н.А. Некрасову (1821-1878), созданный в 1958 году по проекту скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л.И. Полякова, в некотором отдалении - здание бывшего Общества врачей - единственный в Ярославле каменный дом с мезонином (XIX в.). 

На противоположном берегу Волги расположен Заволжский район - бывшая слобода Тверицы. В 1375 году ярославский князь Василий вместе с Дмитрием Донским участвовал в походе против тверского князя Михаила, добивавшегося великокняжеского престола. Василий взял в плен много тверских воинов, которые поселились за Волгой, основав здесь слободу. Они занимались главным образом рыбной ловлей, поставляли улов на городские рынки. В 1923-1926 годах на Ляпинском торфяном болоте по плану ГОЭЛРО была построена ныне действующая и снабжающая город электричеством ГРЭС. В настоящее время за Волгой размещаются десятки промышленных предприятий и крупнейший "спальный район" города. 

В расположенном вблизи Митрополичьих палат Губернаторском доме представлено собрание живописи XVIII-XIX веков: работ И. Репина, К. Айвазовского, К.Машкова и многих других русских художников. Гордостью музея является коллекция картин К.А. Коровина, а также собрание русских провинциальных портретов XVIII-XIX веков. В музее представлены коллекции фарфора и стекла XVII-XX веков, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В "Губернаторском саду" демонстрируется выставка современной парковой скульптуры, проходят выставки цветов, звучит музыка. При музее работает "Театр на Набережной", в котором ставятся спектакли по произведениям классиков русской литературы. В большом зале музея регулярно проводятся концерты, циклы музыкальных вечеров - камерной музыки, русского романса. В музее открыта Галерея современного искусства "Аллея", в рамках которой проходят выставки-продажи произведений ярославских художников. 

Рядом находится первый частный музей в России "Музыка и время" Д. Мостославского, в соседнем доме - "Музей одной картины". В них представлена уникальная коллекция старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов, предметов домашнего обихода. Особенно интересно собрание действующих старинных часов из Франции, музыкальных инструментов производства Германии, коллекция колокольчиков. 

Вблизи в особняке XVIII века находится Музей истории Ярославля. В нем представлены этапы градостроительства, макеты, планы и панорамы города, рисунки, фотографии, проводятся выставки. 

Речной вокзал находится в середине Волжской набережной. Отсюда видны легкие ажурные конструкции железнодорожного моста и Октябрьский автодорожный мост через Волгу. Движение по Октябрьскому мосту началось в 1966 году. Его длина составляет 800 метров, ширина - 18 метров, высота над уровнем воды - 26 м. Он построен из сборных деталей, смонтированных при помощи синтетического клея. 

Здание речного вокзала из стекла и бетона в форме большого современного океанского лайнера было построено в 1976 году. До этого вдоль Волги стояли старые деревянные причалы, к которым швартовались суперсовременные речные и морские теплоходы. 

На месте древнейшей части Ярославля в месте слияния Волги и Которосли, сохранились Митрополичьи палаты (XVII в.) - образец богатого жилого двухэтажного здания, Ильинско-Тихвинская церковь (1825-1831), Волжская башня (1658-1668), надежно прикрывавшая вход в Медвежий овраг, отделявший кремль от торгово-ремесленного посада. 

К Которосли обращены пятиглавые церкви Спаса на Городу (1672) и Николы "Рубленый город" (1695). 

Церковь Спаса на Городу расписывали артелью из двадцати двух мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Ивана Дмитриева. Л. Севастьянов был сыном известного ярославского мастера Севастъяна Дмитриева, в течение сорока лет прослужившего на "государевых работах" в Оружейной палате Московского Кремля. В 1640 году он расписывал первый в Ярославле посадский храм Николы Надеина. Артель Севастьянова великолепно владела техникой фрески. За семь недель они расписали церковь, ее алтари и паперти. Росписи были выполнены в ярославском стиле, который характеризуется разбивкой стен на узкие ярусы. В церкви Спаса на Городу их семь: в четырех верхних показана земная жизнь Христа, в пятом и шестом - "История животворящего креста", седьмой представляет собой орнаментальный фриз. В сюжетах много элементов народного быта: царица Елена отправляется в Палестину в простой крестьянской телеге, основанные ею в "святой земле" церкви похожи на простые деревянные срубы ярославского посада. В 1918 году во время эсеровского мятежа росписи сильно пострадали. 

Церковь Николы "Рубленый город" построена на средства посадских судостроителей, чьи верфи располагались поблизости под обрывом, в бывшем Рубленом городе, откуда и пошло название церкви. Пятиглавый храм прост, пропорционален и изящен. Он стоит на живописном возвышении без подклета, имеет трапезную и колокольню с тонким заостренным, словно устремившимся ввысь, шатром. 

В XVIII веке город стал крупным центром мануфактурного производства. В 1722 году по указу Петра I в Ярославле была основана одна из крупнейших по тем временам полотняная мануфактура. На ней работали около полутора тысяч крепостных. Полотно, скатерти, салфетки, шторы были хорошо известны на внутреннем и внешнем рынке. К концу XVIII века в городе имелось около 70 предприятий. Они производили шелковые, хлопчатобумажные, льняные ткани, кожевенные изделия, обувь. В 1870 году в Ярославле была построена железная дорога, соединившая его с Москвой, а позднее - с Вологдой (1872), Костромой (1887), Рыбинском (1898) и Санкт-Петербургом. В 1903 году через Волгу был построен первый железнодорожный мост. Поезда пошли на север и восток, в Китай и Монголию. 

В XVIII веке Ярославль стал родиной первого русского национального театра. Центральная площадь города носит имя актера Федора Волкова (1728-1763). Он родился в Костроме, после смерти отца, с матерью, вторично вышедшей замуж, переехал к отчиму в Ярославль. Здесь он создал из числа своих друзей и сподвижников актерскую труппу. В нее вошли два его брата - Григорий и Гаврила, служащий Ярославского магистрата Иван Нарыков (впоследствии знаменитый русский актер, работавший под псевдонимом Дмитревский), цирюльник Шумской, чиновник Иконников и другие. Благодаря их усилиям 29 июня 1750 года в кожевенном амбаре купца Подушкина зрители увидели "некое лицедейство, крайне диковинное". Молва о спектакле быстро "долетела" до Петербурга. В 1752 году труппа во главе с Ф. Волковым была приглашена в столицу. Ярославские актеры сыграли там несколько пьес, в том числе "Гамлета" В. Шекспира. В 1756 году был издан указ об открытии в Петербурге "Русского театра", у истоков которого стояли ярославские "комедианты". 

На площади, носящей имя Ф. Волкова, в 1973 году в его честь был возведен памятник, сооруженный по проекту ярославского скульптора А. Соловьева и архитектора В. Марова. 

В начале XIX века здесь был возведен также и деревянный театр. На его месте в настоящее время стоит здание Ярославского государственного академического театра имени Ф. Волкова, построенное в 1911 году по проекту архитектора Н.А. Спирина. На его сцене работали актеры Л.П. Никулина-Косицкая, П.А. Стрепетова, М. Чехов, гастролировали М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова, В. Качалов, К.С. Станиславский и другие. 

Вблизи площади Волкова находятся такие замечательные памятники, как ансамбль Гостиного двора (1814- 1818): торговые ряды, ротонда, Власьевская (Знаменская) башня (1660-1662), служившая ранее проездными воротами в город со стороны Углича, тенистый Первомайский бульвар, ведущий к Волжской набережной, Богоявленская площадь с церковью Богоявления (1684-1693), краснокирпичной, украшенной шатровой колоколенкой и множеством поливных изразцов. 

Она была построена на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова, богато украшена двумя ярусами крупных декоративных кокошников, поддерживающих глухие барабаны пяти луковичных глав, и яркими изразцовыми фризами. Внутреннее помещение не имеет традиционных столпов. Интерьер освещен девятью окнами. Авторы и время внутренней росписи церкви не известны. Главная их тема - жизнь и страдания Иисуса Христа. В лицах прослеживаются индивидуальные черты; встречаются изображения в профиль, ранее не характерные для фресковой живописи. Церковь украшена резным иконостасом XVIII века. Фон икон в основном бирюзовый, одежды расписаны золотом: сочетание этих цветов придает ему торжественность и нарядность. Ее достопримечательностью также является монументальный резной запрестольный крест сложной формы, украшенный гроздьями синего и зеленого винограда, обвивающими небольшие, посвященные основным церковным праздникам иконки, и увенчанный пышной короной. 

На территории бывшей Коровницкой слободы за Которослью сохранился уникальный архитектурный ансамбль - церкви Иоанна Златоуста (1649-1654), Владимирской Богоматери (1669), колокольни (1680) и "Святых ворот" (XVII-XVIII вв.). 

Большая пятиглавая церковь Иоанна Златоуста с галереями и шатровыми приделами строилась как летняя на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских. Ее украшает богатая изразцовая отделка XVII-XVIII веков, резные висячие гирьки, наличники окон. В убранстве интерьера также применялись изразцы поразительно мастерство создателей великолепного многоцветного изразцового наличника окна центральной апсиды высотой восемь и шириной пять метров. Таких окон в храме двенадцать по числу апостолов. Стены расписаны в 1732- 1733 годах артелью ярославских иконописцев во главе с уроженцем Коровницкой слободы Алексеем Сопляковым. Одновременно создавался иконостас в стиле барокко. В резьбе Царских врат использован мотив цветущего подсолнечника - оригинальная деталь, нигде в ярославских иконостасах больше не встречающаяся. 

Миниатюрная пятиглавая церковь Владимирской Богоматери (1669) строилась как зимняя. Ее восточный фасад повторяет формы церкви Иоанна Златоуста. Их соединяет ограда со "Святыми воротами", обращенными к Волге. Между церквами Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери расположена высокая восьмигранная столпообразная колокольня высотой тридцать семь метров, ставшая центром архитектурного ансамбля. Ее называют "свечкой". Богато украшенный шатер колокольни увенчан маленькой изящной главкой. Ансамбль в Коровниках в настоящее время передан старообрядческой церкви, в приделе церкви Иоанна Златоуста проводятся службы. 

На берегу реки Которосль в бывшей Толчковой слободе расположена церковь Иоанна Предтечи (1681-1687). На одну высоту с главным храмом выведены увенчанные пятиглавиями приделы. Над пятью низкими апсидами поднимается богато декорированная стена храма, украшенная узором фигурных деталей, многоцветными изразцами, цветной росписью наличников, дверей и ставен. Над ней возвышаются пятнадцать глав, собранных в три пятиглавые группы. Самое большое пятиглавие - центральное, над центральной главкой сооружена дополнительная - луковичная. 

Внутренние работы в церкви велись в 1694-1695 годах. Росписи не имеют себе равных в Европе по масштабу и количеству изображенных фигур. Особенно содержательны сцены Апокалипсиса. Артелью из шестнадцати мастеров руководили два ярославских художника: Дмитрий Плеханов (до этого он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, Софийского собора в Вологде) и Федор Игнатьев. Сооружение и роспись шестиярусного иконостаса было завершено в 1701 году. Царские врата придела Гурия и Варсонофия украсила уникальная деревянная резьба с позолотой, пышные фантастические цветы, сказочные птицы и грифоны. 

В конце XVII века была сооружена стоящая рядом нарядная изящная колокольня высотой сорок пять метров. Семь восьмериков постепенно сужаются кверху и заканчиваются небольшой главкой. 

Вблизи можно увидеть Фёдоровскую церковь (1687) и в некотором отдалении - скромную одноглавую бывшую кладбищенскую церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе (1692). 

За Которослью рядом с территорией Большой мануфактуры купца И.М. Затрапезного (сейчас это Петропавловский парк) расположен редчайший памятник "петровского барокко" в Ярославле - церковь Петра и Павла (1736-1742). Она была построена в честь Петра I, благодаря которому здесь развивалось мануфактурное производство. Можно заметить ее сходство с общим видом Петропавловской крепости в Петербурге. Церковь двухэтажная, хотя три яруса окон создают впечатление, что этажей - три. На первом - находится теплая зимняя церковь, на втором - холодная летняя. Над входом возвышается пятиярусная колокольня с часами и шпилем высотой пятьдесят семь метров. 

В XVIII веке Ярославль стал крупным культурным центром. Здесь были открыты цифирная школа (1737), Славяно-латинская семинария (1747), Главное народное училище для всех сословий (1786). В 1805 году по инициативе и на средства П.Г. Демидова было основано Высших наук училище, позднее преобразованное в лицей и в университет, а спустя два года - гимназия. В 1784 году в Ярославле открылась первая типография, через два года вышел в свет первый в России провинциальный журнал "Уединенный пошехонец", где печатались статьи по философии, естествознанию, географии, истории, краеведению. В 1831 году начала выходить газета "Ярославские губернские ведомости", в 1849-1850 годах - "Ярославский литературный сборник". С Ярославлем связаны жизнь и творчество поэта Н.А. Некрасова, педагога К.Д. Ушинского, композитора и дирижера С.М. Ляпунова (1859-1924), оперного певца Л.В. Собинова (1872-1934). 

Большую роль сыграл город в истории революционного и контреволюционного движения в России. В 1901 году Ярославль становится центром "Северного рабочего союза", объединившего социал-демократические организации Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, а с 1903 года - центром деятельности Северного комитета РСДРП. 9 декабря 1905 года в городе произошло столкновение рабочей демонстрации с казаками, получившее впоследствии название "кровавой пятницы". В 1918 году вслед за левыми эсерами, выступившими в Москве против Советской власти, 6 июля 1918 года в Ярославле тоже вспыхнул белогвардейский мятеж под руководством Б. Савенкова. 

Численность населения Ярославля в настоящее время составляет 600 тысяч человек. Из центра маслобойного и текстильного производства в XX веке город превратился в один из крупнейших в России очагов развития машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, В Ярославле был построен первый в мире завод синтетического каучука, выпущены первый в СССР дизель-мотор для большегрузных автомобилей, первый самосвал и троллейбус. В городе работают шинный и моторный заводы. Ярославские лаки и краски известны в России и за ее пределами. В Ярославле жила и училась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. 

Ярославль - студенческий город. Здесь имеется несколько университетов, в том числе Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского, Ярославский политехнический университет, Медицинская и Сельскохозяйственная академии, театральное училище (вуз), два военных училища, Международный университет бизнеса и новых технологий, а также филиалы десятков высших учебных заведений Москвы и Петербурга. 

В городе работают государственный академический драматический театр имени Ф.Г. Волкова, театр юного зрителя, театр кукол, театр на Красном спуске, филармония, планетарий, цирк, несколько музеев. В ярославских выставочных залах регулярно выставляют свои произведения ярославские художники, скульпторы и ювелиры. В старинном особняке в центре города расположен дом-музей Л.В. Собинова. В Ярославле певец провел первые восемнадцать лет жизни (1872-1890 гг.). Здесь собраны его документы, личные вещи, театральные костюмы певца, записи его выступлений. 

В музее боевой славы расположена постоянно действующая экспозиция "На войне как на войне", рассказывающая о боевой и трудовой доблести ярославцев во время Великой Отечественной войны. 

В пятнадцати километрах от Ярославля в живописном старинном селе расположен Литературно-мемориальный музей-заповедник H.А. Некрасова "Карабиха". Теперь это единственная в Ярославской области полностью сохранившаяся дворянская усадьба XVIII века с жилыми и хозяйственными постройками, фруктовым садом и тенистыми парками. Каждый июль в Карабихе проводятся Некрасовские праздники поэзии. 

Водные пути центральной части России Оглавление путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Следующая страница путеводителя
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ
Главная страница Карта сайта контактная информация Аренда яхт по всему миру
BUSSOL.RU - info@bussol.ru - Аренда яхт по всему миру:
| Аренда яхт на Средиземноморье| Аренда яхт в Турции | Аренда яхт в Хорватии| Аренда яхт в Греции | Аренда яхт в Италии | Аренда яхт на Лазурном берегу | Аренда яхт в Испании | Аренда яхт на Сейшелах | Аренда яхт на Карибах | Аренда яхт на о. Маврикий | Аренда яхт на о. Мадагаскар | Аренда яхт в Таиланде |
| Погода на курортах и маринах | Морская терминология | Список яхт. Описание яхт |
   
eXTReMe Tracker
    Web-дизайн:ИК