"Ярославль-городок, Москвы уголок" занимает особое место в драгоценном ожерелье древнерусских городов, окружающих столицу России. Он сохранил свой неповторимый облик и стиль, благодаря дошедшим до наших дней памятникам прошлого. Улицы, площади, набережные Ярославля, как "экспонаты" музея, рассказывают о его истории.
Летописи не сохранили точной даты возникновения города. Известно, что он был основан Ярославом Мудрым не позднее 1010 года у высокого обрывистого мыса на правом берегу Волги в месте ее слияния с Которослью. Издавна оно именуется Стрелкой. Издавна здесь располагалось поселение потомков угро-финских племен, смешанных с пришлым славянским населением. Местные жители занимались земледелием, рыбной ловлей, охотой, торговали со Скандинавией, Волжской Булгарией, странами Ближнего и Среднего Востока. Местоположение селища (легенды называют его "Медвежий угол") было выигрышным в военно-стратегическом отношении, и в начале XI века воины ростовского князя Ярослава Мудрого, ставшего позднее великим князем киевским, взяли его штурмом и сожгли языческое святилище. По преданию, князь зарубил топором священного медведя и повелел срубить на неприступном мысе крепость, названную в его честь Ярославлем. Об этих полулегендарных событиях напоминает известный с XVII века герб города, изображающий медведя с секирой.
Деревянная рубленая крепость в XI-XII веках служила волжским форпостом своего "старшего брата" - Ростова Великого. Отсюда просматривалась местность на многие километры: были видны караваны торговых судов и приближающиеся варяги. Со времен Ивана Калиты ярославские князья стали союзниками Москвы и поддержали объединение вокруг нее русских земель. На рубеже XII-XIII веков, благодаря выгодному географическому положению, город превратился в крупный торговый центр.
Временем его наивысшего расцвета в домонгольский период было правление ростовского князя Константина Всеволодовича (1207-1218) и его сына Всеволода (1218- 1238). Ярославль при Всеволоде стал столицей княжества. Возвышение города определило начало больших строительных работ. На Стрелке была возведена княжеская резиденция, первая в Ярославле каменная церковь Богородицы Успения. Каменное строительство развернулось и в Спасском монастыре, основанном в XII веке. Спасо-Преображенский собор и другие ярославские храмы создавались выдающимися ростовскими умельцами. Нарядные красно-белые постройки придавали городу праздничный, торжественный вид, но до нашего времени не сохранились.
Во время татаро-монгольского нашествия Ярославль отчаянно сопротивлялся захватчикам, был разорен и сожжен (1238). Позднее местные жители продолжали выступать против ига Золотой Орды. Один из самых кровопролитных боев с татарами произошел 3 июля 1357 года. Ярославцы понесли огромные потери. С тех пор небольшая возвышенность за Которослью - ее хорошо видно со Стрелки - стала называться Тутовой горой (горой печали).
Теперь на стрелке разбит парк: весной он благоухает яблоневым цветом, летом - сиренью и жасмином, зимой радует глаз сочной окраской зеленых и голубых елей. Вдоль аллей высажены пионы и медуница. В сквере в честь тысячелетия распространения христианства на Руси был установлен памятник "Троица" работы известного скульптора Н. Мухина, в настоящее время занятого внутренней отделкой храма Христа Спасителя в Москве.
В 1463 году Ярославль вошел в состав единого русского государства, и тот факт, что он добровольно признал власть московских князей, сыграло весьма благоприятную роль в его судьбе. В XVI веке начался период возрождения города, и, когда русло Волги полностью оказалось в границах Российского государства, значение Ярославля в развитии внутренней и внешней торговли возросло. По волжскому пути велась торговля со странами Ближнего и Среднего Востока, через Архангельск - со странами Западной Европы, в особенности с Англией и Голландией. Иностранные купцы имели в городе свои подворья. Оттуда товары расходились по России и отправлялись в Персию и Индию. В Ярославле торговали хлебом, рыбой, изделиями из кожи. На всю Россию славились ярославские мастера - каменщики, плотники, художники, иконописцы; товары ярославских ремесленников: серебряная и медная посуда, зеркала, изделия из кожи, набивные ткани, замки.
В середине XVII века по численности населения Ярославль занимал второе место после Москвы. Неудивительно, что в период борьбы против польской интервенции (1612), когда она была оккупирована польско-шляхетскими завоевателями, Ярославль почти на полгода стал столицей Русского государства. В городе было создано временное правительство - "Совет всея земли", выпускавшее монеты с символикой Ярославля, формировалось народное ополчение под руководством К.М. Минина и Д.М. Пожарского - его численность достигала 25 тысяч человек. За заслуги период Смутного времени Ярославль получил право беспошлинной разработки и перевозки камня и строительного леса, что предопределило расцвет строительства в XVII веке.
Рубленый (деревянный) город занимал небольшую площадь между крутыми берегами Волги и Которосли и глубоким Медвежьим (Медведицким) оврагом. В первой половине XVI века он был укреплен искусственным земляным валом с тремя каменными башнями. Вокруг земляного города располагались слободы и посады. В Коровниках разводили на продажу скот, занимались гончарным промыслом, производили кирпичи и изразцы, которые использовались при строительстве церквей и жилых домов. Жители наиболее крупной Толчковской слободы занимались выделкой кож, для чего толкли древесную кору. В стрелецкой слободе проживали стрельцы, они сочетали военную службу с занятием ремеслом и мелкой торговлей, в Ямской - те, кто занимался извозом и содержал постоялые дворы.
Однако как бы ни развивался процесс градостроительства, главным культурным и духовным центром Ярославля долгое время оставался богатый Спасский монастырь, которому покровительствовали князья московские. В его пределах сохранились редчайшие монументальные памятники XVI - XVII веков, которым нет равным в других городах России. Каменные стены и башни монастыря были возведены в XVI веке, Угличская проездная в 1635, а Богородицкая в 1623.
В ансамбле Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание Ярославля, сохранившееся до наших дней, - Спасо-Преображенский собор, "биография" которого укладывается едва ли не в восемь веков. Он был сооружен в 1503-1516 годах на фундаментах постройки 1216-1224 годов столичными мастерами великого князя Василия III. Монументальное здание четырехстопного трехглавого храма было поставлено на высокий подклет с окружавшими его открытыми галереями. В подклете была усыпальница князей, впоследствии там хоронили богатых горожан. Северная паперть, заменившая в XVII веке открытое гульбище, служила "книгохранильцей". Именно здесь была найдена рукопись "Слова о полку Игореве".
Разработка художественного образа, декоративное оформление, безусловно, были навеяны современными ему сооружениями Москвы, в основном новаторскими формами Архангельского собора Москвоского кремля, созданного итальянцем Алевизом Новым. Совершенство кирпичной кладки свидетельствует о высоком техническом мастерстве строителей, а детали его внешнего и внутреннего убранства: круглые окна в закомарах, открытая галерея-лоджия, фрески - о влиянии московской школы.
Интерьер собора был расписан в 1563-1564 годах мастерами, имена которых сохранились в клейме на северо-западном столпе: в их числе москвичи Ларион Леонтьев. Третьяк и Федор Никитины и ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы. Южный фасад Спасо-Преображенского собора, некогда обращенный к главной монастырской площади, в настоящее время закрыт огромной неуклюжей церковью Ярославских чудотворцев (1827- 1831), построенной по проекту П.Я. Панькова.
Трапезная, звонница Спасского монастыря и Святые ворота, первая мощная крепостная каменная башня Спасского монастыря были построены в XVI веке. Настоятельские покои и корпус келий, два уникальных памятника жилой архитектуры на территории монастыря, возводились уже в XVII веке, когда в городе бурно развивалось каменное строительство.
В Спасском монастыре в настоящее время расположен историко-архитектурный музей-заповедник, созданный в результате слияния естественно-исторического (1864) и исторического (1895) музеев. Музей, в фондах которого хранится около 250 тысяч экспонатов, имеет несколько отделов: естественно-исторический, древнерусского и декоративно-прикладного искусства, архитектурный, тканей, предметов церковного обихода из драгоценных металлов (работы русских ювелиров XIV-XX вв.), древнерусской литературы. В его научной библиотеке представлено около 25 тысяч книг, в том числе редких (XIV-XIX вв.), и собрание рукописей.
Открытая к 975-летию со дня рождения города экспозиция, посвященная "Слову о полку Игореве", пользуется неизменным интересом у туристов. "Слово" было написано в конце XII века. Его неизвестный автор не просто описал военные события, а создал удивительное по своему жанру и композиции художественное произведение - размышление о судьбе Русской земли. Рукопись была обнаружена историком, членом Российской Академии графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744-1817) в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря и выкуплена у архимандрита Иоиля Быковского. Она была переведена, снабжена подробными комментариями и в конце 1800 года опубликована под названием "Ироническая песнь о походе на половцов удельнаго князя Новагорода-Северскаго Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие". В 1812 году, когда наполеоновские войска вошли в Москву, библиотека графа погибла, исчез и единственный древний список "Слова о полку Игореве". Сохранились только его первое издание и рукописная копия, снятая для императрицы Екатерины II. В экспозиции, посвященной "Слову о полку Игореве", представлены первое издание книги, редкие рукописные и старопечатные фолианты, кольчуги, шлемы, щиты, вооружение воинов.
На территории музея проводятся международный фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение", праздники Рождества Христова и Нового года. Масленицы и Пасхи, концерты духовной музыки. В 1998 году здесь был открыт единственный в России Центр духовной культуры "Классика". Посетители музея могут увидеть живой символ Ярославля - медведицу Машу. Филиалами музея-заповедника являются и наиболее ценные в архитектурном и художественном отношении церкви XVI-XVII веков.
Церковь Ильи Пророка (1647-1650) в центре Ильинской площади - главная достопримечательность среди ярославских храмов XVII века. Она была построена на месте старой деревянной церкви по заказу знаменитых в то время скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных - обладателей несметных богатств, которые заставляли считаться с ними царя и патриарха. Будучи первоначально посадской, церковь со временем стала сердцем города, его главным зрительным центром. К ней со всех концов ведут прямые широкие улицы - она видна издалека в любое время суток.
Аникей Скрипин в 40-х годах XVII века был земским старостой и возглавил борьбу посада против власти Спасского монастыря. В одной из челобитных он напоминал царю, что только с его сибирских промыслов в казну идет пошлина в год на тысячу рублей больше, и добился своего. В 1648 году монастырь был лишен привилегий на посаде, а Скрипиных царь Алексей Михайлович одарил редкой религиозной реликвией - частью так называемой ризы господней, что в глазах общественного мнения было высшей формой царского благоволения.
Церковь представляет собой традиционный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный со всех сторон высокими закрытыми галереями. Вместе с резным крыльцом и колокольней она образует сложную, асимметричную, но исключительную благородную и гармоничную композицию. Ограда церкви выстроена в 1896 году по рисунку А.М. Павлинова и украшена изразцами с двуглавыми орлами.
Церковь представляет собой сокровищницу русского искусства. Ее необычайно нарядное внутреннее убранство определило развитие декоративного начала в оформлении ярославских храмов.
Главным богатством церкви являются ее фрески, созданные в 1680 году артелью из пятнадцати мастеров под руководством прославленных костромичей - изографов Гурия Никитина и Силы Савина. В работе принимали участие ярославские художники, в их числе Дмитрий Семенов. Заказчицей росписи была Улита Макарова, вдова Нифантея Скрипина. Роспись храма сохранилась в первоначальном варианте. Она никогда не записывалась, а только промывалась в 1902 и 1955 годах. С наибольшей силой талант и фантазия художников проявились в сюжетах, посвященных житию пророка Ильи и его ученика, пророка Елисея.
Один из знаменитых фрагментов росписи - "Жатва": золотистая рожь, мерные взмахи серпов, разноцветные одежды жнецов придают особую поэтичность и одухотворенность картине, изображающей редкий в искусстве XVII века сюжет - крестьян в процессе труда.
Многие иконы XVII века также сохранились до наших дней, как и резные двери, изразцовые пояса, царское и патриаршее "моленные места" - своеобразные троны - в тонкое кружево их резьбы искусно вплетены двуглавые орлы, шестикрылые серафимы, птицы Сирины, вазы с цветами.
Церковь Николы Надеина (1621-1622) была сооружена на средства богатейшего ярославского купца, "государевой сотни гостя" Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надей (отсюда и название храма). Он торговал пушниной, имел солеварни, медные рудники, поставлял продукцию для царского двора, давал царю кредиты, бывал в Москве, присутствовал на посольских приемах, обедал у патриарха и скорее всего именно из Москвы пригласил мастеров для сооружения церкви - первого посадского каменного храма, с высоким крыльцом и колокольней - типичного для ярославской школы храмового зодчества.
Внутренняя отделка церкви велась в 1640-1641 годах артелью из двадцати костромских, московских, нижегородских и ярославских мастеров. Возглавлял ее костромич Иоаким Агеев Елепенков, нижегородец Иван Лазарев Муравей и ярославец Степан Ефимеев Дьяконов. В круглом клейме на одном из столпов храма можно прочитать имена начинающих, молодых художников - костромича Василия Ильина и ярославца Севастьяна Дмитриева.
Особой достопримечательностью церкви является резной иконостас, выполненный в стиле барокко в 1751 году по рисунку, принадлежащему основателю первого русского театра Федору Волкову - прихожанину церкви. Горельеф по мотивам "Тайной вечери" на створках царских врат исключительно театрален: выразительны в нем фигуры ангелов, расположенные по краям. В числе икон наиболее примечательны "Богоматерь Тихвинская", "Троица", "Благовещение", "Никола в житии".
Церковь Рождества Христова (1644) была сооружена по заказу посадских людей Акиндина и Гурия Назарьевых. Она неоднократно перестраивалась и в итоге из пятиглавой превратилась в одноглавую. Церковь всегда поражала богатством и роскошью. Она представляет собой сложную конструкцию с высоким крыльцом; внешними галереями и надвратной шатровой колокольней с выразительными въездными воротами. В интерьере главного храма особо ценными являются фрески 1683 года. Украшением церкви служит крупный ажурный крест над приделом Казанской Богоматери, уникальный образец филигранного мастерства ярославских кузнецов XVIII века, и пятиярусный иконостас. Фасады церкви украшены поливными изразцами.
В XVII веке сложилась особая школа ярославского зодчества. Церкви имели причудливую композицию, богатый декор. Они были одновременно торжественны, праздничны и нарядны. Каждая улица города начиналась и завершалась церковью. Улицы веером расходились от площадей, а храмы возвышались над ними, образуя кварталы. Они выстроились вдоль высоких берегов Волги и Которосли и в окружении колоколен и часовен создают неповторимую панораму.
Наиболее характерным для ярославской школы зодчества является соборный тип храма с четырьмя внутренними столпами, с пятью главами, с прорезанными узкими оконцами, с широкими галереями, высоким крыльцом, с колокольней или с трапезной, которая использовалась для ожидания церковных служб, для обсуждения общественных дел, в зимнее время отапливалась, так как в ней нередко проводились службы. Внутренние стены церквей расписывались фресками. Мастера работали в храмах только в теплое летнее время, и монументальные композиции создавались, как правило, в течение одного сезона.
Ярославские живописцы славились далеко за пределами России. Не менее знамениты были и ярославские колокола, весом 400-700 пудов. Они издавали звуки различной тональности, отличались прочностью и голосистостью. Первый завод по производству колоколов был создан Дмитрием Затрапезновым в XVII веке, но настоящей "колокольной" славой город обязан купцу Оловянишникову - его завод был сооружен в XVIII веке. В 1762 году в городе было 46 церквей, в 1802 году - 62, а к началу XX века - 140. В погожие дни колокольные звоны были слышны на десятки километров в его окрестностях.
В Ярославле существовала и самостоятельная школа иконописи. Она отличалась сюжетностью и выразительностью. Наряду с принципом зеркальности композиционного построения ярославскими мастерами применялся прием ритмического чередования и повторов характерных групп, поз, силуэтов. Пейзаж рассматривался не как фон, а как самостоятельный элемент, как составляющая сюжета.
Волжская набережная с замысловатыми чугунными узорчатыми решетками была построена в 1823-1835 годах. С бульварами, парками, вековыми липами и старинными особняками она являет собой уникальный памятник культуры. После реконструкций в 1944 и 1960 годах ее длина достигла трех километров.
Вдоль набережной сохранилось много дворянских городских усадеб XVIII-XIX веков с чугунными балконными решетками и лепными украшениями на фасадах. Она вместила десятки церковных построек. Большинство музеев находится либо на набережной, либо в непосредственной близости от нее. Вблизи автомобильного и железнодорожного мостов через Волгу в старинном здании, где ранее размещалось женское духовное училище, в начале века останавливался известный русский композитор, дирижер и пианист Сергей Михайлович Ляпунов (1859-1924) - теперь здесь находится Управление Северной железной дороги.
Недалеко расположилась церковь Благовещения (XVII-XVIII вв.) с колокольней, построенная на средства жителей Рыбацкой слободки, чуть ниже - памятник великому русскому поэту Н.А. Некрасову (1821-1878), созданный в 1958 году по проекту скульптора Г.И. Мотовилова и архитектора Л.И. Полякова, в некотором отдалении - здание бывшего Общества врачей - единственный в Ярославле каменный дом с мезонином (XIX в.).
На противоположном берегу Волги расположен Заволжский район - бывшая слобода Тверицы. В 1375 году ярославский князь Василий вместе с Дмитрием Донским участвовал в походе против тверского князя Михаила, добивавшегося великокняжеского престола. Василий взял в плен много тверских воинов, которые поселились за Волгой, основав здесь слободу. Они занимались главным образом рыбной ловлей, поставляли улов на городские рынки. В 1923-1926 годах на Ляпинском торфяном болоте по плану ГОЭЛРО была построена ныне действующая и снабжающая город электричеством ГРЭС. В настоящее время за Волгой размещаются десятки промышленных предприятий и крупнейший "спальный район" города.
В расположенном вблизи Митрополичьих палат Губернаторском доме представлено собрание живописи XVIII-XIX веков: работ И. Репина, К. Айвазовского, К.Машкова и многих других русских художников. Гордостью музея является коллекция картин К.А. Коровина, а также собрание русских провинциальных портретов XVIII-XIX веков. В музее представлены коллекции фарфора и стекла XVII-XX веков, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В "Губернаторском саду" демонстрируется выставка современной парковой скульптуры, проходят выставки цветов, звучит музыка. При музее работает "Театр на Набережной", в котором ставятся спектакли по произведениям классиков русской литературы. В большом зале музея регулярно проводятся концерты, циклы музыкальных вечеров - камерной музыки, русского романса. В музее открыта Галерея современного искусства "Аллея", в рамках которой проходят выставки-продажи произведений ярославских художников.
Рядом находится первый частный музей в России "Музыка и время" Д. Мостославского, в соседнем доме - "Музей одной картины". В них представлена уникальная коллекция старинных часов, музыкальных инструментов, колоколов, предметов домашнего обихода. Особенно интересно собрание действующих старинных часов из Франции, музыкальных инструментов производства Германии, коллекция колокольчиков.
Вблизи в особняке XVIII века находится Музей истории Ярославля. В нем представлены этапы градостроительства, макеты, планы и панорамы города, рисунки, фотографии, проводятся выставки.
Речной вокзал находится в середине Волжской набережной. Отсюда видны легкие ажурные конструкции железнодорожного моста и Октябрьский автодорожный мост через Волгу. Движение по Октябрьскому мосту началось в 1966 году. Его длина составляет 800 метров, ширина - 18 метров, высота над уровнем воды - 26 м. Он построен из сборных деталей, смонтированных при помощи синтетического клея.
Здание речного вокзала из стекла и бетона в форме большого современного океанского лайнера было построено в 1976 году. До этого вдоль Волги стояли старые деревянные причалы, к которым швартовались суперсовременные речные и морские теплоходы.
На месте древнейшей части Ярославля в месте слияния Волги и Которосли, сохранились Митрополичьи палаты (XVII в.) - образец богатого жилого двухэтажного здания, Ильинско-Тихвинская церковь (1825-1831), Волжская башня (1658-1668), надежно прикрывавшая вход в Медвежий овраг, отделявший кремль от торгово-ремесленного посада.
К Которосли обращены пятиглавые церкви Спаса на Городу (1672) и Николы "Рубленый город" (1695).
Церковь Спаса на Городу расписывали артелью из двадцати двух мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Ивана Дмитриева. Л. Севастьянов был сыном известного ярославского мастера Севастъяна Дмитриева, в течение сорока лет прослужившего на "государевых работах" в Оружейной палате Московского Кремля. В 1640 году он расписывал первый в Ярославле посадский храм Николы Надеина. Артель Севастьянова великолепно владела техникой фрески. За семь недель они расписали церковь, ее алтари и паперти. Росписи были выполнены в ярославском стиле, который характеризуется разбивкой стен на узкие ярусы. В церкви Спаса на Городу их семь: в четырех верхних показана земная жизнь Христа, в пятом и шестом - "История животворящего креста", седьмой представляет собой орнаментальный фриз. В сюжетах много элементов народного быта: царица Елена отправляется в Палестину в простой крестьянской телеге, основанные ею в "святой земле" церкви похожи на простые деревянные срубы ярославского посада. В 1918 году во время эсеровского мятежа росписи сильно пострадали.
Церковь Николы "Рубленый город" построена на средства посадских судостроителей, чьи верфи располагались поблизости под обрывом, в бывшем Рубленом городе, откуда и пошло название церкви. Пятиглавый храм прост, пропорционален и изящен. Он стоит на живописном возвышении без подклета, имеет трапезную и колокольню с тонким заостренным, словно устремившимся ввысь, шатром.
В XVIII веке город стал крупным центром мануфактурного производства. В 1722 году по указу Петра I в Ярославле была основана одна из крупнейших по тем временам полотняная мануфактура. На ней работали около полутора тысяч крепостных. Полотно, скатерти, салфетки, шторы были хорошо известны на внутреннем и внешнем рынке. К концу XVIII века в городе имелось около 70 предприятий. Они производили шелковые, хлопчатобумажные, льняные ткани, кожевенные изделия, обувь. В 1870 году в Ярославле была построена железная дорога, соединившая его с Москвой, а позднее - с Вологдой (1872), Костромой (1887), Рыбинском (1898) и Санкт-Петербургом. В 1903 году через Волгу был построен первый железнодорожный мост. Поезда пошли на север и восток, в Китай и Монголию.
В XVIII веке Ярославль стал родиной первого русского национального театра. Центральная площадь города носит имя актера Федора Волкова (1728-1763). Он родился в Костроме, после смерти отца, с матерью, вторично вышедшей замуж, переехал к отчиму в Ярославль. Здесь он создал из числа своих друзей и сподвижников актерскую труппу. В нее вошли два его брата - Григорий и Гаврила, служащий Ярославского магистрата Иван Нарыков (впоследствии знаменитый русский актер, работавший под псевдонимом Дмитревский), цирюльник Шумской, чиновник Иконников и другие. Благодаря их усилиям 29 июня 1750 года в кожевенном амбаре купца Подушкина зрители увидели "некое лицедейство, крайне диковинное". Молва о спектакле быстро "долетела" до Петербурга. В 1752 году труппа во главе с Ф. Волковым была приглашена в столицу. Ярославские актеры сыграли там несколько пьес, в том числе "Гамлета" В. Шекспира. В 1756 году был издан указ об открытии в Петербурге "Русского театра", у истоков которого стояли ярославские "комедианты".
На площади, носящей имя Ф. Волкова, в 1973 году в его честь был возведен памятник, сооруженный по проекту ярославского скульптора А. Соловьева и архитектора В. Марова.
В начале XIX века здесь был возведен также и деревянный театр. На его месте в настоящее время стоит здание Ярославского государственного академического театра имени Ф. Волкова, построенное в 1911 году по проекту архитектора Н.А. Спирина. На его сцене работали актеры Л.П. Никулина-Косицкая, П.А. Стрепетова, М. Чехов, гастролировали М.С. Щепкин, А.Е. Мартынов, М.Н. Ермолова, В. Качалов, К.С. Станиславский и другие.
Вблизи площади Волкова находятся такие замечательные памятники, как ансамбль Гостиного двора (1814- 1818): торговые ряды, ротонда, Власьевская (Знаменская) башня (1660-1662), служившая ранее проездными воротами в город со стороны Углича, тенистый Первомайский бульвар, ведущий к Волжской набережной, Богоявленская площадь с церковью Богоявления (1684-1693), краснокирпичной, украшенной шатровой колоколенкой и множеством поливных изразцов.
Она была построена на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова, богато украшена двумя ярусами крупных декоративных кокошников, поддерживающих глухие барабаны пяти луковичных глав, и яркими изразцовыми фризами. Внутреннее помещение не имеет традиционных столпов. Интерьер освещен девятью окнами. Авторы и время внутренней росписи церкви не известны. Главная их тема - жизнь и страдания Иисуса Христа. В лицах прослеживаются индивидуальные черты; встречаются изображения в профиль, ранее не характерные для фресковой живописи. Церковь украшена резным иконостасом XVIII века. Фон икон в основном бирюзовый, одежды расписаны золотом: сочетание этих цветов придает ему торжественность и нарядность. Ее достопримечательностью также является монументальный резной запрестольный крест сложной формы, украшенный гроздьями синего и зеленого винограда, обвивающими небольшие, посвященные основным церковным праздникам иконки, и увенчанный пышной короной.
На территории бывшей Коровницкой слободы за Которослью сохранился уникальный архитектурный ансамбль - церкви Иоанна Златоуста (1649-1654), Владимирской Богоматери (1669), колокольни (1680) и "Святых ворот" (XVII-XVIII вв.).
Большая пятиглавая церковь Иоанна Златоуста с галереями и шатровыми приделами строилась как летняя на средства посадских людей Ивана и Федора Неждановских. Ее украшает богатая изразцовая отделка XVII-XVIII веков, резные висячие гирьки, наличники окон. В убранстве интерьера также применялись изразцы поразительно мастерство создателей великолепного многоцветного изразцового наличника окна центральной апсиды высотой восемь и шириной пять метров. Таких окон в храме двенадцать по числу апостолов. Стены расписаны в 1732- 1733 годах артелью ярославских иконописцев во главе с уроженцем Коровницкой слободы Алексеем Сопляковым. Одновременно создавался иконостас в стиле барокко. В резьбе Царских врат использован мотив цветущего подсолнечника - оригинальная деталь, нигде в ярославских иконостасах больше не встречающаяся.
Миниатюрная пятиглавая церковь Владимирской Богоматери (1669) строилась как зимняя. Ее восточный фасад повторяет формы церкви Иоанна Златоуста. Их соединяет ограда со "Святыми воротами", обращенными к Волге. Между церквами Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери расположена высокая восьмигранная столпообразная колокольня высотой тридцать семь метров, ставшая центром архитектурного ансамбля. Ее называют "свечкой". Богато украшенный шатер колокольни увенчан маленькой изящной главкой. Ансамбль в Коровниках в настоящее время передан старообрядческой церкви, в приделе церкви Иоанна Златоуста проводятся службы.
На берегу реки Которосль в бывшей Толчковой слободе расположена церковь Иоанна Предтечи (1681-1687). На одну высоту с главным храмом выведены увенчанные пятиглавиями приделы. Над пятью низкими апсидами поднимается богато декорированная стена храма, украшенная узором фигурных деталей, многоцветными изразцами, цветной росписью наличников, дверей и ставен. Над ней возвышаются пятнадцать глав, собранных в три пятиглавые группы. Самое большое пятиглавие - центральное, над центральной главкой сооружена дополнительная - луковичная.
Внутренние работы в церкви велись в 1694-1695 годах. Росписи не имеют себе равных в Европе по масштабу и количеству изображенных фигур. Особенно содержательны сцены Апокалипсиса. Артелью из шестнадцати мастеров руководили два ярославских художника: Дмитрий Плеханов (до этого он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля, Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, Софийского собора в Вологде) и Федор Игнатьев. Сооружение и роспись шестиярусного иконостаса было завершено в 1701 году. Царские врата придела Гурия и Варсонофия украсила уникальная деревянная резьба с позолотой, пышные фантастические цветы, сказочные птицы и грифоны.
В конце XVII века была сооружена стоящая рядом нарядная изящная колокольня высотой сорок пять метров. Семь восьмериков постепенно сужаются кверху и заканчиваются небольшой главкой.
Вблизи можно увидеть Фёдоровскую церковь (1687) и в некотором отдалении - скромную одноглавую бывшую кладбищенскую церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе (1692).
За Которослью рядом с территорией Большой мануфактуры купца И.М. Затрапезного (сейчас это Петропавловский парк) расположен редчайший памятник "петровского барокко" в Ярославле - церковь Петра и Павла (1736-1742). Она была построена в честь Петра I, благодаря которому здесь развивалось мануфактурное производство. Можно заметить ее сходство с общим видом Петропавловской крепости в Петербурге. Церковь двухэтажная, хотя три яруса окон создают впечатление, что этажей - три. На первом - находится теплая зимняя церковь, на втором - холодная летняя. Над входом возвышается пятиярусная колокольня с часами и шпилем высотой пятьдесят семь метров.
В XVIII веке Ярославль стал крупным культурным центром. Здесь были открыты цифирная школа (1737), Славяно-латинская семинария (1747), Главное народное училище для всех сословий (1786). В 1805 году по инициативе и на средства П.Г. Демидова было основано Высших наук училище, позднее преобразованное в лицей и в университет, а спустя два года - гимназия. В 1784 году в Ярославле открылась первая типография, через два года вышел в свет первый в России провинциальный журнал "Уединенный пошехонец", где печатались статьи по философии, естествознанию, географии, истории, краеведению. В 1831 году начала выходить газета "Ярославские губернские ведомости", в 1849-1850 годах - "Ярославский литературный сборник". С Ярославлем связаны жизнь и творчество поэта Н.А. Некрасова, педагога К.Д. Ушинского, композитора и дирижера С.М. Ляпунова (1859-1924), оперного певца Л.В. Собинова (1872-1934).
Большую роль сыграл город в истории революционного и контреволюционного движения в России. В 1901 году Ярославль становится центром "Северного рабочего союза", объединившего социал-демократические организации Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, а с 1903 года - центром деятельности Северного комитета РСДРП. 9 декабря 1905 года в городе произошло столкновение рабочей демонстрации с казаками, получившее впоследствии название "кровавой пятницы". В 1918 году вслед за левыми эсерами, выступившими в Москве против Советской власти, 6 июля 1918 года в Ярославле тоже вспыхнул белогвардейский мятеж под руководством Б. Савенкова.
Численность населения Ярославля в настоящее время составляет 600 тысяч человек. Из центра маслобойного и текстильного производства в XX веке город превратился в один из крупнейших в России очагов развития машиностроения, металлургии, химической и нефтехимической промышленности, В Ярославле был построен первый в мире завод синтетического каучука, выпущены первый в СССР дизель-мотор для большегрузных автомобилей, первый самосвал и троллейбус. В городе работают шинный и моторный заводы. Ярославские лаки и краски известны в России и за ее пределами. В Ярославле жила и училась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова.
Ярославль - студенческий город. Здесь имеется несколько университетов, в том числе Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского, Ярославский политехнический университет, Медицинская и Сельскохозяйственная академии, театральное училище (вуз), два военных училища, Международный университет бизнеса и новых технологий, а также филиалы десятков высших учебных заведений Москвы и Петербурга.
В городе работают государственный академический драматический театр имени Ф.Г. Волкова, театр юного зрителя, театр кукол, театр на Красном спуске, филармония, планетарий, цирк, несколько музеев. В ярославских выставочных залах регулярно выставляют свои произведения ярославские художники, скульпторы и ювелиры. В старинном особняке в центре города расположен дом-музей Л.В. Собинова. В Ярославле певец провел первые восемнадцать лет жизни (1872-1890 гг.). Здесь собраны его документы, личные вещи, театральные костюмы певца, записи его выступлений.
В музее боевой славы расположена постоянно действующая экспозиция "На войне как на войне", рассказывающая о боевой и трудовой доблести ярославцев во время Великой Отечественной войны.
В пятнадцати километрах от Ярославля в живописном старинном селе расположен Литературно-мемориальный музей-заповедник H.А. Некрасова "Карабиха". Теперь это единственная в Ярославской области полностью сохранившаяся дворянская усадьба XVIII века с жилыми и хозяйственными постройками, фруктовым садом и тенистыми парками. Каждый июль в Карабихе проводятся Некрасовские праздники поэзии.